Таинство Крещения

Крещение – это христианское таинство духовного рождения человека и его принятие в лоно Церкви, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Единого Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную и святую.


Так как таинство Крещения, и следующее сразу за ним таинство Миропомазания,  есть самое настоящее духовное рождение, то они возможны лишь единожды в жизни человека.
Великое таинство Крещения установлено Господом Иисусом Христом и совершается оно священнослужителями Церкви, которым в лице апостолов заповедовал крестить людей Сам Господь:


«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 19-20).


Непременными условиями для совершения таинства Крещения является вера в Единого Бога - Святую Троицу, Единого по существу и троичного в Лицах: Отца, и Сына, и Святого Духа, а также сердечное покаяние в греховной жизни до крещения.


В момент крещения человек распинает в себе «ветхого человека» с его пороками и первородным грехом, и облекается в «нового человека», который покаянием в грехах и верой во Христа преображает свое падшее естество, тем самым, с помощью божьей милости и благодати, обретает возможность спасения души, воскресения после смерти и жизни вечной в Царствии Небесном после второго пришествия Господа Иисуса Христа.


Чтобы осмыслить важность таинства Крещения, нужно понять, что до пришествия в мир Спасителя и Его последующей крестной смерти и воскресения из мертвых, никому в человеческом роде невозможно было победить смерть и порабощенность греху.


И для того, чтобы спасти погибающее человечество, по величайшей и неизреченной любви, Сам Бог стал Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Будучи Сам невинным и совершенным, Христос претерпел жесточайшие мучения, умер на кресте, воскрес, и таким образом, взял на Себя грехи человечества, открыв людям путь к вечной жизни:


«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16-17).


По благому Своему Промыслу о человеке, Господь устроил так, что мы становимся причастными совершенному Им спасению не буквальным повторением Его крестной смерти и страданий, а путем крещения в Его смерть, не нарушая естественного течения нашей жизни на земле, но вместе с тем полагая основы новой жизни во Христе, новому бытию.


В отрывке из Послания Апостола Павла к Римлянам, говорится о той смерти, которую переживает в таинстве крещаемый, и о воскресении, которое наступает вслед за этим:


«Братия, неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.  Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 3-10).


В Новом завете в книге Деяний святых апостолов, на главный вопрос множества людей, что им нужно делать для спасения, апостол Петр ответил:


«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).


А в послании к Ефесянам апостола Павла можно прочитать чудесные строки о единичности крещения в жизни человека:


«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).


Само таинство сопровождается обязательным чинопоследованием из молитв и священнодействий, а также троекратным погружением крещаемого в купель с водой.
Погружение в воду берет свое начало еще от ветхозаветных предписаний, поэтому, когда жители Иудеи приходили креститься к Иоанну Крестителю и исповедали свои грехи, он погружал их в воды реки Иордан. И только выйдя из воды, обретали они ту чистоту, которая делала их готовыми к встрече с грядущим Мессией — Христом.


Действие это не нуждалось в особых объяснениях, потому что вся религиозная жизнь ветхозаветного израильтянина сопровождалась ритуальными омовениями, с наступлением же эпохи Нового Завета ветхозаветные ритуальные предписания утратили свой смысл.


Однако по установлению Божию, вода должна обязательно присутствовать и в христианском крещении, так как Господь благодатью Своею дает этой воде способность омыть не только тело, но и главным образом человеческую душу от прежних грехов, а в Евангелии от Иоанна Господь Иисус Христос прямо говорит:


«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3-5).


При крещении человек получает новое имя для новой жизни. В наше время, чаще всего, в крещении человеку дают то же имя, которое он носил до крещения, однако даже если по произношению и написанию имя остается прежним, то значение имени для человека меняется.


Крестившись, человек обретает новое призвание — стать святым, прославить Бога своею жизнью, оправдать произнесенные Господом слова:

 

«Вы — свет мира…. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16).


Именно поэтому в Русской Православной Церкви принято называть крещаемого именами святых -  в честь тех, кто смог осуществить это высокое призвание. Отныне они не только пример для нас, но ближайшие помощники и друзья.


С момента наречения имени святые берут нас под свое покровительство, становятся нашими сомолитвенниками перед престолом Божиим и проводниками на пути в Царство Божие.


В течение нескольких последних столетий таинство Крещения очень часто совершается над младенцами, что делается по вере их восприемников, становящихся духовными родителями крещаемых – крестным матерью и отцом. Тем более замечателен тот факт, что обряд совершения этого таинства сохранил ту же форму и то же чинопоследование, которые он имел во времена, когда большинство крещаемых составляли взрослые.


Сомневающимся в необходимости и возможности крещения младенцев следует напомнить, что апостолы крестили целые семейства, например, семейство Лидии (Деян. 16, 14 – 15) и темничного стража (Деян. 16:34-37), а также Криспа (Деян. 18:8), «Стефанов дом» (1Кор. 1:16). Есть все основания предполагать, что в этих семействах были и дети, которые были крещены вместе со взрослыми.


Обычай крещения младенцев закреплен каноническими правилами: 124-е правило Карфагенского Собора (419 г.), подтвержденное правилом 84-м VI Вселенского Собора (680 г.). У отцов Церкви мы находим также прямые указания на необходимость крещения младенцев.


Крещению предшествует оглашение, то есть наставление в истинах веры. В первые годы христианства его длительность достигала нескольких лет. В те времена, только после серьезного изучения Священного Писания и Предания человек мог стать членом Церкви Христовой.


В современном мире с учетом оскудения веры и слабости человеческого духа, сроки оглашения значительно сократились. Но, тем не менее, можно отметить и положительную тенденцию: во многих приходах создаются группы, в которых проводятся занятия по подготовке желающих креститься.


Само чинопоследование крещения включает себя:


Молитвы и священнодействия чина оглашения:

Молитва во еже сотворити оглашеннаго;

Три запрещения на нечистых духов;

Отречение от сатаны;

Исповедание верности Христу;

Исповедание Символа веры.


Молитвы и священнодействия чина святого крещения:


Освящение воды;
Освящение елея;
Крещение;
Облачение новокрещенного.

 

После всех необходимых и чудодейственных молитв происходит самое главное – крещение человека: крещаемый входит в купель и священник трижды погружает его с головой в воду, произнося:


«Крещается раб Божий (произносится имя) Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».


Таинство свершилось - из купели выходит новый человек, не тот, кто входил в нее. Тот умер и был погребен, когда крещальные воды сошлись над его головой. И теперь родился новый. Умер тот, который во Адаме, родился тот, который во Христе.


В завершение таинства священник постригает крестившегося. Остриженные волосы — первая жертва, знак послушания Богу и Церкви.


После таинства – крещеный, облекшись в «нового человека» и став христианином, встает на путь, который ведет к совершенной радости и жизни с избытком. Ведь слова Христа обращены к каждому, ищущему истину и Бога: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком ».


Как крестить человека в экстренной ситуации

Крестить другого человека в ситуации, граничащей со смертью, может любой крещенный православный человек.


Это необходимо знать всем - когда взрослый человек или ребенок находится в смертельной опасности; когда рождается ребенок, и есть угроза его жизни, его нужно немедленно крестить.


В условиях, когда это возможно, человека должны крестить, погружая в воду с головой. Обливанием крестят, когда человека, по каким либо причинам не могут погружать в воду.
Делается это так: человек обливается (нужно лить на голову) три раза водой с произнесением слов:


«Крещается раб(а) Божий (называется имя) во имя Отца. Аминь. (обливание) И Сына. Аминь. (обливание) И Святого Духа. Аминь (обливание)». (примечание: слова, написанные в скобках, не произносятся)


В случае отсутствия воды из крещальной купели можно использовать любую воду, а в случае невозможности обливания можно окропить водой.


Крестить человека можно только в том случае, если он жив. После, если человек не умрет, а останется жить, нужно отвести его в храм, и обратится к священнику, объяснив случившееся. Священник должен дополнить крещение миропомазанием и молитвенным чинопоследованием.

Наверх