Венчание

Венчание (Таинство Брака) – это христианское церковное таинство освящения брака, в котором жених и невеста, будучи соединенными взаимным согласием и любовью, получают Божию благодать для супружеского счастья.


Во время таинства - благословляется супружеский союз по образу духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается для новобрачных благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.


Венчание происходит при свободном обещании взаимной супружеской верности и желании совместной супружеской жизни, которое оглашается женихом и невестою перед священником и общиной Церкви.


Венчающиеся должны исповедовать христианское понимание брака как таинства, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных.


Согласно описанию в Книге Бытия, целью брака является, во-первых, духовно-телесное единство супругов, взаимопомощь и обретение гармонии в единении и любви, а во-вторых, деторождение и воспитание детей.


Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам, но только человеку заповедано соединиться супружеской любовью в «одну плоть».
В супружестве Божие присутствие подает радостную надежду, что брачный обет сохранится не до тех пор, «пока смерть разлучит», но пока смерть не соединит окончательно, после всеобщего Воскресения — в Царствии Небесном.


Свободное и осознанное воплощение божественного замысла и идеалов брака, открывает мужу и жене путь вечного единения в одну плоть, при условии, что они не разрушат священный брачный союз страшным грехом прелюбодеяния.


Установление Богом таинства брака между мужчиной и женщиной, описано во второй главе Книги Бытия Ветхого завета:


«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…» (Быт. 2:18).


«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:21-25).


На основании текста Священного Писания, можно сделать определенный вывод, что установление института брака, как единение двух полов - мужского и женского - в одну плоть, происходит еще до грехопадения в Раю. Этот аргумент позволяет признать ошибочным суждение о том, что брак был установлен после и вследствие грехопадения.


По замыслу Божию супружество – в своем идеальном воплощении - это вечное и нерасторжимое установление, а в Новом завете божественный замысел брака раскрывает Сам Спаситель:


«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:3-8).


В Русской православной Церкви вопросы брака и супружества отражены в «Основах социальной концепции»:


«Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27).


Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви:

 

«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).


Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода:

 

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28).


Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему "я".


Кроме того, в Священном Писании отмечена особая внутренняя близость семьи и Церкви, в Библии Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9).


Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью»:

 

«Скажу еще и то, что брак есть таинственное изображение Церкви».


Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.


Принципиальное положение христианства по отношению к браку — его нерасторжимость. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа:


«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:6,9).


Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания как супругам, так и детям.


Единственным допустимым основанием для развода Господь назвал прелюбодеяние. Более того, по сути, прелюбодеяние не столько основание для развода, сколько уже свершившийся факт вероломного осквернения святости брака и разрушения супружеского союза мужа и жены.


В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Но иногда, к большому сожалению, по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам.


Если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.


Однако следует знать, что никакого чина «расторжения брака» не существует, эта процедура является исключительно бюрократической и состоит она не в расторжении церковного брака как такового, а в разрешении от епископа на повторный церковный брак, когда повторный брак в ЗАГСе уже зарегистрирован.


Согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был, расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.


Резюмируя позицию Церкви по вопросу развода и второбрачия, следует отметить, что второй, и тем более третий, брак допускаются в форме крайней уступки Церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния. Однако и второй, и третий церковный брак совершаются не по торжественному чину венчания, а по покаянному. Четвёртый и последующие браки не благословляются Церковью вообще.


Условия совершения таинства Венчания

Ввиду того, что действующее в Российской Федерации и других странах канонической территории РПЦ законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской Церкви браковенчание совершается только для пар, уже состоящих в гражданском зарегистрированном браке.


Также, согласно Основам социальной концепции, Русская Православная Церковь, настаивая на необходимости освящения венчанием брака двух православных христиан, тем не менее, признает законным браком любой официально зарегистрированный согласно законам государства брак, который имеет юридическую силу в стране проживания.


Что касается незарегистрированных сожительств с интимными отношениями, то Церковь, опираясь на божественные постановления, однозначно считает таковые блудным сожительством; а лица, пребывающие в таком сожительстве, совершают тяжкий грех блуда перед очами Господа.


Таким образом, в соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, но признает данные браки в качестве законных, и не считает их блудным сожительством.


Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным освящение венчанием браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.


Таинство брака канонически должно совершаться утром либо днем после совершения литургии.


Таинство Брака не совершается:


•    ночью;
•    по вторникам, четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы) и в субботу (накануне малой Пасхи – дня воскресного);
•    в течение всех четырёх многодневных постов;
•    в святки (неделю от Рождества Христова до Богоявления);
•    за неделю до (Сырная седмица) и неделю после (Светлая Пасхальная седмица) Великого поста. В Мясопустное и Сыропустное воскресенья;
•    накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников;
•    накануне и в сам день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 10 и 11 сент;
•    накануне и 27 сентября (день Воздвижения Креста Господня).

 

Венчание не совершается накануне постных дней (и в посты) по причине того, что последующий день, в который принято устраивать праздничный стол и гуляния для гостей, являлся бы постным днем, и данное празднество являлось бы нарушением поста.


Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем.


Если же венчание совершено в день, когда это запрещено церковным уставом, то это не делает таинство недействительным.


Православное чинопоследование таинства Венчания

В Русской православной церкви существует два чина совершения таинства брака:


Первый чин - Последование великого венчания — когда оба или один из брачущихся лиц вступают в брак в первый раз;
Второй чин - Последование о двобрачном (Гл. 21) — когда оба венчающиеся вступают в повторный брак.


Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения.


Подготовка в день венчания происходит следующим образом: новобрачные приходят в храм на Божественную литургию, исповедуются, молятся и участвуют в таинстве Причащения. По окончании Божественной литургии, в храме около часа идут требы, за это время жених и невеста могут переодеться к венчанию. Также перед венчанием следует отдать священнику обручальные кольца, для того чтобы он их освятил. Родным и друзьям можно прийти непосредственно к началу Таинства.


Для венчания необходимо иметь следующие атрибуты:


•    венчальные свечи;
•    четыре платочка, чтобы держать свечи и венчальные венцы;
•    белое полотно или полотенце;
•    головной убор для невесты.

 

Непосредственно таинство Венчания происходит следующим образом: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий пред аналоем с крестом и Евангелием.


Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».


Прежде всего, этими словами и увенчанием глав венчающихся провозглашается честь, и слава человеку как царю творения. Каждая христианская семья — есть образ малой церкви. На всю последующую жизнь, долгую и многотрудную, полную искушений, новобрачные становятся друг для друга в самом реальном смысле — царем и царицей — в этом высший смысл венцов на главах их.


Этим увенчанием выражается также честь и слава мученических венцов. Ибо путь к Царству Божиему — это свидетельство Христа, а значит, распятие в себе «ветхого человека», а именно человека преисполненного греха, эгоизма и похоти. Новобрачные обязуются перед Богом отныне непрестанно блюсти целомудрие супружества, и препятствовать возникновению всякого рода прелюбодейных помыслов, потому как грех прелюбодейства рождается в сердце.  


После тайносовершительной молитвы, возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5:20-33) и Евангелие (Ин. 2:1-11), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из общей чаши вино, и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исаие ликуй…», «Святии мученицы…», «Слава Тебе Христе Боже…», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст – таинство Венчания совершилось.

 

Наверх