Таинство Священства

Священство – это христианское таинство, в котором через святительское рукоположение (хиротонию) на правильно избранного нисходит Святой Дух, тем самым поставляя его совершать таинства и нести пастырское служение в Церкви.


Установление таинства Священства восходит к заповеди Самого Господа Иисуса Христа, который избрал апостолов из числа Своих учеников и дал им власть учить и совершать таинства:


«Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21-23).


«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).


«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).


С тех пор зажженный божественный огонь благодати Святого Духа хранится в Церкви и преемственно передается из рода в род. Торжествующим символом этой преемственной связи благодатных даров и власти священства служит рукоположение, употребляющееся для низведения на посвящаемых лиц благодати Святого Духа.


Основу таинства Священства составляет благодать Святого Духа, которая подается лицам, рукополагаемым во диакона, священника или епископа, об этом свидетельствуют строки Священного Писания (Деян. 6, 10; Еф. 3, 2; 1 Тим. 4, 14; Деян. 8, 29; 13, 2 и др.).


Церемониальную сторону таинства составляет святительское рукоположение с молитвой. Употребление рукоположения как символа благословения и передачи другому власти, полученной от Бога, встречается еще в Ветхом Завете (Быт. 48, 14; Чис. 27, 23; Втор. 34, 9).


В христианской Церкви, с самого начала ее существования, рукоположение является важнейшей составляющей таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам именно через рукоположение (Деян. 6, 6; 13, 3; 14, 23), и в свою очередь заповедовали им поступать так же (1 Тим. 4, 14; 5, 22; 2 Тим. 1, 6).


Православная Церковь на протяжении всего времени строго соблюдает данную заповедь и оберегает чинопоследование обряда рукоположения.


Таинство Священства, совершаемое через рукоположение, еще называется хиротонией (от греческого «heir» — рука и «teino» — распростираю). Хиротония всегда совершается епископом во время литургии, и обязательно в алтаре.


Согласно церковной иерархии, священнослужители, над которыми совершается таинство Священства, бывают в Церкви трех степеней: епископ, священник и диакон, - а посвящение в эти степени совершается только после прохождения начальных степеней клира.


Представители начальных степеней клира в церковной иерархии именуются «церковнослужителями», к ним принадлежат: чтец, певец (свещеносец) и иподиакон.


Посвящение в начальные степени клира совершается по благословению епископа — через обряд руковозложения, называемый хиротесией (от греческого «heir» — рука и «tifimi» — возлагаю, назначаю). Хиротесия совершается епископом вне алтаря, на середине храма и не во время литургии (обычно перед литургией).

 

Наверх