Подведены итоги реставрации Троицкого собора

 

Председатель КГИОП Сергей Макаров представил губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко и председателю Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеславу Макарову результаты реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Собор Троицкий (Измайловский)», которая ведется с 1995 года.

 

«Если бы не события 2006 года, когда сгорел купол собора, реставрация закончилась бы быстрее. На ликвидацию последствия того пожара ушло почти 10 лет: 5 лет на воссоздание самого купола и еще 5 лет на работы по реставрации собора», - отметил Сергей Макаров.

Напомним, 25 августа 2006 года произошло возгорание лесов, смонтированных на Большом куполе здания. В результате пожара обрушились деревянные конструкции Большого купола с медным окрытием, пострадали малые купола и кровля, помещения собора были полностью покрыты копотью.

«Даже в тот трагический вечер, когда произошло возгорание купола, богослужение не прекратилось, - добавил настоятель собора, протоиерей Геннадий Бартов. - На следующий день службы шли по расписанию. В этом дух и достоинство русского человека: когда происходят какие-то страшные события, народ становится сплоченнее, проявляет духовное мужество».

«Сегодня собор представлен значительно выразительнее, параднее, красивее, чем в день своего освещения. Мы видим храм, наполненный светом, наполненный чистотой», - отметил отец Геннадий.

Также настоятель обратил внимание на то, что на протяжении всей реставрации богослужения проходили каждый день.

В период с 1995 по 2005 год выполнялись работы по реставрации кровли основного объема здания, ветрозащиты, жертвенников и балюстрад главного и малых куполов, реставрации малого восточного купола фасада здания на общую сумму 20,1 млн. руб.

«На этот год мы запланировали внешние работы: проведение вертикальной гидроизоляции и благоустройство сада, - рассказал председатель КГИОП. - Внутри самого собора реставрация закончена».

После пожара в период с 2006 по 2011 год разработана  научно-проектная документация на первоочередные реставрационно-восстановительные работы, завершены ремонт и реставрация четырех малых куполов, фасадов и барабана Большого купола, а также самого Большого купола, установлены системы пожаротушения, начата реставрация гранитной облицовки папертей, стилобата и ступеней, начаты работы по реставрации конструкции крыши с окрытием, начаты работы по реставрации кирпичного свода перекрытия молельного зала, винтовых лестниц.

В период с 2012 по 2015 годы проведены реставрация малого западного купола, интерьеров западного и северного приделов, центрального объема собора, реставрация интерьеров барабана Большого купола, монументальной живописи центрального свода, воссоздание колокольни, реставрация ограды.

В 2016 году в рамках государственных контрактов  с ООО «Стройтехуслуги» завершены работы по реставрации полов  и  воссозданию большого паникадила молельного зала; выполнена корректировка проекта вертикальной наружной гидроизоляции фундаментов собора.

«Самая сложная работа для реставраторов, которую сегодня по достоинству оценил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко, это воссоздание паникадила по исторической  иконографии, которой сохранилось совсем немного», - отметил Сергей Макаров.

Общая сумма выполненных работ за счет средств бюджета  анкт-Петербурга в период с 2006 по 2016 год составила 999,8 млн. руб.

Кроме того, за счет средств пользователя проведены работы  по воссозданию иконостаса, реставрации южного придела, инженерному обеспечению здания и ремонту подвальных помещений.

«Люди видят работу города, работу реставраторов, и бесконечно благодарны им за то, что собору возвращен его исторический облик», - добавил настоятель.

На 2017 год за счет средств бюджета Санкт-Петербурга запланировано выполнение работ по вертикальной наружной гидроизоляции фундаментов собора на сумму 14,8 млн. руб. и по благоустройству сада на сумму 11,2 млн. руб.

Планировка сада несколько раз менялась, полукруглая площадь образовалась в 1886 году в связи с установкой в память о Русско-турецкой войне 1877-1878 годов  памятника «Колонна Воинской славы», созданного по проекту академика Д.И. Гримма. В 1929 году памятник разобран,  планировка территории конца XIX века в советский период утрачена. В 2005 году воссоздана композиция площади с триумфальной «Колонной Воинской славы». Проектом благоустройства территории собора предусмотрено восстановление исторической объемно-пространственной композиции сада (в восточной части) на основании исторических материалов, в том числе восстановление дорожно-тропиночной сети (с щебеночно-набивным покрытием) и посадка зеленых насаждений (кустарников).

Наиболее интересные факты и находки при реставрации:

1. Воссозданная в историческом материале большая люстра (паникадило) вернулась в собор через 80 лет после исчезновения. В комплексе с малыми люстрами и бра они вновь составили цельный неповторимый ансамбль, выдержанный в строгом соответствии с традициями позднего классицизма.

Бронзовая золоченая люстра весом почти пять тонн была создана в 1865 году ко дню храмового праздника для Троицкой церкви. Изготовил ее завод Никольса и Плинке по рисунку, утвержденному великим князем Николаем Николаевичем.

В архивах Академии Художеств и КГИОП сохранилось несколько фотографий интерьера собора, выполненных в процессе обмеров, который предшествовал демонтажу церковного убранства в 1938 году. Более поздних упоминаний о возможном нахождении паникадила не обнаружено.   На потолке храма осталась электрическая подводка, фрагментарно сохранился исторический подвес.

Над проектом воссоздания паникадила по историческим фотографиям работали 6 лет.

Для отливки тонких ажурных элементов паникадила петербургские реставраторы обратились за помощью к уральским экспертам. Модели фрагментов люстры, созданные по согласованному КГИОП проекту из дерева, воска и гипса, самолетом отправлялись для отливки на уральский завод. Некоторые части деталей чеканились вручную для придания им определенной фактуры. После все фрагменты золотились в петербургской мастерской методами сусального и гальванического золочения -  использовано 117 книжек (292,5 грамма золота) и 4300 дециметров гальванического золочения.

Паникадило на 300 ламп (свечей) 7,5 метров в высоту и 6 метров в диаметре весит около трех тонн. Облегчить вес почти в два раза удалось за счет техники изготовления отдельных элементов.

На работы по воссозданию паникадила из средств бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП было выделено 59,2 млн. рублей.

2. Вопрос о технологии воссоздания утраченного при пожаре Большого купола собора вызвал бурные научные дискуссии, рассматривался на заседании Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга в 2006 году в Государственном Эрмитаже, где находится уникальная модель исторического купола.  В результате было признано целесообразным выполнить все несущие и ограждающие элементы из клееных деревянных брусьев, а опорное кольцо – из железобетона. Клееные деревянные конструкции для купола были изготовлены на заводе в Нижнем Новгороде.

3. Полностью раскрыты авторские росписи середины 1830-х годов живописной артели братьев Медведевых на  своде Большого купола.

В результате реставрации, раскрыты пять уменьшающихся к скуфье свода рядов кессонов с живописными розетками четырех типов и центральная розетка. Одним из самых неожиданных моментов при раскрытии живописи было обнаружение под тонким слоем штукатурки изображений восьми херувимов, симметрично, друг напротив друга расположенных вокруг центральной розетки и соответствующих восьми окнам барабана.

Живописные кессоны с розетками расчищались послойно, вручную с использованием мягких кистей, скальпелей и щеток для обеспыливания. Верхний, поновительский красочный слой  был сильно загрязнен сажей и копотью, покрыт крупносетчатым кракелюром, был изуродован граффити. Более подробное изучение раскрывающейся в процессе реставрации живописи, техники и манеры исполнения говорит об участии нескольких авторов высокого уровня. Работы ярославских живописцев Медведевых в Петербурге не сохранились за исключением фрагмента росписи в Смольном соборе.

4. В 2014 году реализован проект воссоздания семнадцати колоколов собора. Колокола, выполненные в 1833 году ярославским купцом I гильдии, фабрикантом И. Оловянишниковым по рисункам архитектора собора В.П. Стасова, не сохранились. Воссоздание утраченных колоколов с клеймами, с изображениями святых покровителей императорского дома и императорских вензелей в медальонах выполнялось в технике бронзового литья по согласованной проектной КГИОП документации на основании иконографии и в соответствии с согласованными моделями.

Историческая справка

Проект собора,  разработанный архитектором В.П. Стасовым и скульптором С.И. Гальбергом, был утвержден в 1827 году. Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для императорского полка, не знавшего поражений на поле боя – лейб-гвардии Измайловского полка.

13 мая 1828 года состоялась закладка, а 25 мая 1835 года – открытие собора.

Здание крестово-купольного типа (в плане греческий крест) с четырьмя шестиколонными портиками коринфского ордера (три портика решены и виде стилобата со ступеньками). К центральному большому куполу примыкают четыре малых, расположенных по осям креста, увенчаны световыми фонариками и крестами. Стены здания украшены широким лепным фризом, изображающим путти, держащих гирлянды и барельефными вставками, помещенными в портиках. В нишах западного портика  - скульптуры Архангела Михаила и Архангела Гавриила.

По проекту В.П. Стасова садовый мастер Д. Буш разбил вокруг собора сад, обнесенный чугунной оградой с одними воротами и шестью калитками, которую изготовил кузнечный мастер Петр Мартьянов.

Вход в собор осуществляется с трех сторон - северной, западнойи южной, с папертей под колоннадами портиков. Колонны коринфского ордера сгруппированы попарно в угловых частях внутреннего пространства, по сторонам каждой ветви планового креста. Полы, ступени на подиумы в храме выполнены из двух типов известняка: «ревельский» и «путиловский» известняковой плиты.

В 1938 году собор был закрыт. На его месте планировалось построить то Дом Трудящихся, то крематорий, то устроить трамвайное кольцо. Подвалы использовались в   качестве овощехранилища.  В период Великой Отечественной войны здание было повреждено во время артобстрелов. Здание  долгое время использовалось в качестве склада и не отапливалось. В 1980-х гг. возникла идея устроить здесь концертный зал Консерватории,  но воплощению ее в жизнь помешали залитые водой подвалы.

В 1990 г. здание собора было возвращено Епархии.

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

Наверх