Крещение Господне

18 января 2021 года, в Крещенский Сочельник, в Свято-Троицком Измайловском соборе была совершена Литургия св. Василия Великого и чин Великого освящения воды.

19 января, духовенством собора была совершена Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста. После заамвонной молитвы было совершено Великое освящение воды.
 
Праздник Крещения Господня
Непостижимое таинство открывает ныне просвещенному светом Истины уму праздник Крещения Господня. Воплотившийся Бог – Господь Иисус Христос, сходит в воды Иордана, освящая и восстанавливая некогда растленное грехом человека водное естество, сообщая ему Силу и благодать Святого Духа, воспринимая которые в крещальной купели каждый христианин становится участником нетленной вечности в Царстве Небесного Отца. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-23; Ин 1:33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный... и крещается от раба Владыка всяческих...». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Крещение Господне в деле искупления человеческого  рода имело глубокое онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное... ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения.

Трикратное погружение в таинстве Крещения изображает смерть Христову, аисхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению.При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание(религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна оБоге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. В песнопенияхвсесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытываетПредтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас отистления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «ХотяТы и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога».И тогда Господь говорит Иоанну:«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию иочищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися.Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушаниезаповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление креститьнарод в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» этузаповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость ивеличие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушанияволе Божией и смирения.Богоявление является одним из древнейших христианских торжеств, отмечавшимся уже в III веке. Вначале в разных поместных Церквах с этим праздником связывалисьвоспоминания различных событий, связанных с рождением Спасителя, Егопришествия в мир, крещения в Иордане от Иоанна и первого чуда на браке в КанеГалилейской. В литургическом календаре армянской Церкви такая практикасохраняется до наших дней, а в латинской литургической традиции в деньБогоявления поминается поклонение волхвов Богомладенцу Христу, а крещениеСпасителя в Иордане поминается в ближайшее воскресение после 6 января.Праздник Богоявления, как память о крещении Спасителя в Иордане, обрел значениепосле того, как был установлен праздник Рождества Христова 25 декабря, в деньдекабрьских календ. Рождество сначала стали праздновать в Риме (не позднее 354г.), при папе Юлии, позднее и на Востоке. «Апостольские постановления»,канонический памятник сирийского происхождения и датируемый исследователямиприблизительно 380 г., повелевает праздновать Рождество (25 декабря) и «Деньявления, в который Господь показал нам Божество Свое» (6 января). 
Великое освящение воды по церковному уставу совершается дважды – в день навечерия (Крещенского сочельника) и в сам день праздника совершается в соединении с Божественной литургией. Вопреки распространенному заблуждению нет никакой разницы в «благодатной силе» между водой, освященной в тот или другой день. Во-первых, вода освящается по одному и тому же литургическому чину. Во-вторых, изначально освящение воды совершалось именно накануне праздника, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, а также Типикон. Двукратное освящение воды вошло в практику Православной Церкви после XII в. Однако интересно отметить, что сама традиция освящения воды для целей, не связанных с Таинством Крещения возникла еще в глубокой древности, на заре истории Церкви, задолго до формирования чинопоследований. Например, священномученик Александр, папа Римский (II век), ввел обычай освящать воду, чтобы верующие кропили ей свои жилища.

Наверх