На Святой Земле. Галилея (часть 2)

 

Текст: Анастасия Коренькова

Фото: Евгений Горин, Андрей Сафонов, Николай Медин, Юлия Дьячкова

 

Галилея богата горами и холмами – не зря ведь это название переводится как «волнистая поверхность». Как и Генисаретское озеро, галилейские горы священны, ведь их любил выбирать для проповеди и молитвы Иисус Христос. Сегодняшний рассказ и посвященным трем таким ключевым точкам, очень значимым для всякого христианина.

 

 

Гора Арбель

 

Знаменитая Нагорная проповедь – «концентрат» учения Христа. По сути, все Евангелие вместил в эти три главы апостол Матфей. В Нагорной проповеди Господь дает приступившим к Нему ученикам и «множеству народа» Заповеди Блаженств, учит их молитве «Отче наш», произносит притчи, а также говорит с ними о заповедях Моисея, усиливая их, поднимая на новую духовную и нравственную высоту. Каждый раз, когда я перечитываю эти замечательные слова, не перестаю удивляться их силе, глубине и … новизне, потому что всякий раз они воспринимаются совершенно по-новому, открываясь иными гранями.

 

 

 

В Евангелии не говорится, на какой горе Спаситель произнес проповедь. Там она называется просто горой.

 

«Католики, а также греки считают, что Нагорная проповедь была произнесена на «двурогой» горе Карней Хиттим («Рога Хаттина»), – рассказал нам диакон Роман. – Она очень необычная, имеет две вершины, и у нее своя богатая история. Одна только битва крестоносцев с сарацинами у ее подножия в 12 веке чего стоит! Но в русской православной традиции принято называть горой Блаженств другую возвышенность – Арбель».

 

 

Ущелье Арбель. В его пещерах жили то отшельники, то повстанцы, то крестоносцы

 

 

Вид с горы Арбель на Галилею

 

 

Наверное, не так уж и важно, на какой именно вершине произносил Заповеди блаженств Христос. А вполне возможно, что Он произносил эти слова не один раз, и тогда можно допустить, что учил Он и на горе Арбель, и на Карней Хиттим, а, возможно, и еще где-то. Свою задачу мы видели не в том, чтобы установить место с исторической точностью, а в том, чтобы вновь перечитать Евангельские строки и напомнить себе, что человеку нужно для счастья. Ведь, по сути, Христос говорит именно об этом. Не зря Арбель называют еще и горой Счастья.

 

 

И вот солнечным галилейским утром поднимаемся к вершине горы Арбель. Это, конечно, не крутая Сорокадневная гора, но определенных усилий подъем требует. Впрочем, компенсируется с лихвой красотой места: Арбель и ее окрестности сейчас являются национальным израильским парком и заповедником. И… наглядным уроком Библии. Ведь пока мы поднимались, то увидели, например, кормушку для скота. На горе много известняка, и здесь с давних пор выдалбливали прямо в скале ясельки. И вот в такие и положили Господа, когда Он родился.

 

 

Ясли

 

А еще нам встретились лилии полевые! Те самые, о которых Христос говорил в Нагорной проповеди: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» Возможно, что вот таким же нежарким весенним днем Господь и обращался к своим слушателям, указывая на эти яркие цветы – анемоны.

 

 

 

Фотографии анемонов в разных ракурсах привезли домой
все участники паломнической поездки

 

 

Национальный парк Арбель

 

 

Дул сильный ветер, мы уселись на камни, и еще раз прослушали, к чему призывает нас Христос.

 

 

 

 

 

 

Гора Ермон

 

В один из дней нашего пребывания в Галилее мы отправились в «ближневосточную Швейцарию» – красивейшую местность на самом севере Израиля, которая находится у подножия горной цепи под названием Антиливан. Плодовые сады, холмы, водопады – здесь действительно очень живописно.

 

 

Трудолюбию еврейского народа стоит поучиться. Они умудряются возделывать
плодородные поля даже там, где откровенно голая пустыня

 

 

Много черных базальтовых валунов. Традиционный ландшафт для Голанских высот. Вспомнилось библейское «Время собирать камни». Оказывается, камни собирали как раз для того, чтобы приготовить почву для земледелия. А вот «время разбрасывать камни» – это период подготовки к войне. Камни разбрасывали, чтобы они затрудняли земледелие, и делали территории не такими привлекательными для завоевателей.

 

 

Но место это столь же неспокойно, сколько и красиво. Достаточно сказать, что здесь, по сути, начинаются Голанские высоты, а уж это название знает любой, кто пусть и не изучал новейшую историю еврейского государства, но хотя бы смотрит новости. А в новостях пару дней назад как раз сообщалось: израильский армейский патруль подорвался на границе с Сирией в районе Голанских высот. В ответ еврейские военные ответили авиаударами по объектам на территории этого государства. Вот так два соседа уже несколько десятилетий не могут поделить эту спорную территорию, которую каждый считает своей.

 

 

Наверху - крепость крестоносцев Нимрод

 

 

Кстати, это уже территория Антиохийского Патриархата, а не Иерусалимского.
А совсем рядом (правда, на сирийской земле) - место, где Савл
по дороге в Дамаск встретил Христа

 

Мы тоже смогли «хлебнуть экзотики», так как путь наш пролегал мимо минных полей на границе Израиля и Ливана, который тоже тут рядом. Колючая проволока на границе и предупреждения об опасности были буквально на расстоянии вытянутой руки. А на минных полях … мирно паслись коровы. Которые, как нам рассказали, периодически подрываются. Отчасти их сюда и запускают для того, чтобы проверить, где заложены взрывные устройства.

 

 

 

Но приехали мы к северной границе Израиля вовсе не для изучения драматичной судьбы Ближнего Востока, хотя без исторического экскурса не обошлось. Нас интересовала гора Ермон, которую точно не спутаешь ни с какой другой в Галилее, ведь только на ее вершине белеет снег. В свою очередь, гора Ермон нам была интересна не единственным в Израиле горнолыжным курортом, а тем, что у ее подножия, во-первых, берет начало река Иордан. А во-вторых, здесь во времена Христа находился город, который в Евангелии упоминается как Кесария Филиппова. Город был построен царем Иродом Филиппом для того, чтобы правитель иудейский мог приезжать сюда на отдых. Правители – они и в древнем мире выбирали себе самые красивые места.

 

 

 

Римский мост

 

 

И вот на этом-то «статусном курорте» процветали языческие культы – здесь находился храм бога Пана, а также поклонялись римскому императору Цезарю, который считался не только земным правителем, но и «сыном Зевса».

 

 

Развалины храма бога Пана

 

 

Так это сооружение выглядело

 

 

Вот в какое злачное место Иисус Христос ведет своих учеников, чтобы задать им вопрос: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Очень важный вопрос в «эпицентре» языческого культа, где кто в кого хочет, в того и верит. Ему отвечают: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Тогда звучит второй вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» И Петр от лица апостолов произносит знаменитые слова: «Ты - Христос, Сын Бога живаго». Эту истину открыл ему Святой Дух. И далее Господь говорит Петру слова, которые мы все тоже хорошо помним: о том, что он камень, на котором Бог создаст Церковь свою. И Петр, а вместе с ним и другие ученики, получают от Христа ключи от Царствия Небесного. Здесь, среди капищ, от которых остались одни развалины, Господь начинает созидать одну-единственную истинную Церковь.

 

 

А еще Господь начал открывать ученикам, что Ему предстоит крестный путь. По сути, этот путь в Иерусалим, и начался здесь. Но пролегал он через Фавор.

 

 

Фавор

 

Между Ермоном и Фавором – около недели. По версии Матфея и Марка, Христос взошел на «гору высокую» через шесть дней после памятного диалога в Кесарии Филипповой. Лука говорит о восьми днях. Но суть не в этом, а в том, что Преображение происходит перед тем, как Христу идти в Иерусалим. И, по идее, мы должны вспоминать это событие во время Великого Поста. Но наша церковная традиция, чтобы не нарушать покаянный настрой Поста, «отодвинула» Преображение за рамки этих предшествующих Пасхе дней. Мы вспоминаем события, происшедшие на Фаворе, за 40 дней до другого праздника, связанного с крестным путем Спасителя – Воздвижением Креста Господня. Взяв в руки календарь и «отмотав назад» сорок дней от 27 сентября, и получим 19 августа. Но на самом деле, повторюсь, Господь преобразился как раз где-то в феврале или марте по нашему календарю.

 

«Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» – передает нам увиденное Петром, Иаковом и Иоанном евангелист. В тот момент они просто не в силах были понять и вместить в себя – что же это произошло. Сказанные Петром от страха, невпопад, слова о трех кущах и о том, что хорошо нам здесь быть, так наглядно показывают обычную человеческую реакцию на необъяснимое.

 

Вспоминали ли события на Фаворе ученики в тот горький момент, когда, казалось, все надежды рухнули – Учитель убит, его последователи в страхе бежали? Вспоминали ли услышанный голос «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»? Укрепляли ли их эти слова? Наверное, только со временем они все поняли и оценили. И бережно передали нам рассказ о фаворском свете в Евангелии.

 

Фавор, этот «пуп земли», и впрямь похож на пуп, такой он ровной формы. Чтобы добраться до его вершины, нужно пересесть на малогабаритный транспорт: большому автобусу по дороге-серпантину не заехать, даже если это такой профи, как наш Джихад.

 

 

Вид на Фавор с горы Арбель

 

В пятом столетии, когда Римская империя стала христианской, вместо трех кущ на Фаворе появились три храма: один в честь Преображения, справа – храм, посвященный Моисею, слева – Илии. На месте византийского храма Преображения сейчас – католический монастырь, в который мы не смогли проехать из-за большого количества машин, так как арабы предпочитают проводить уик-энд на Фаворе (а рядом преимущественно арабские поселки).

 

 

Наш микроавтобус и частный транспорт арабов, спешащих на пикник

 

 

Подготовка к жарке шашлыков на Фаворе

 

 

Ворота, ведущие в католический монастырь

 

На месте византийского храма пророка Моисея в 19 веке был построен православный русский монастырь. Но, как и многие наши храмы на Святой Земле, он был брошен после революции и восстановлен уже греком, настоятелем обители архимандритом Иларионом. С ним в обители несут свое служение три монахини, одна из которых выглянула на наш стук в монастырские ворота. Правда, тут же предупредила, что у нас всего 10 минут – мол, «прием заканчивается». Поэтому знакомство, а у кого-то новая встреча с монастырем на Фаворе, было непродолжительным. Бдительная монахиня постоянно нас подгоняла и показывала на часы. И, кстати, подобная ситуация в греческих монастырях на Святой Земле случалась с нами не раз.

 

 

Мы в ожидании, пока нам откроют двери

 

 

 

Чтобы не терять время, фотографируем
вход в монастырь и окрестности

 

 

 

 

 

В храме

 

 

 

Что запомнилось? Конечно, три каменных «кущи» в монастырском саду.

 

 

Потрясающий вид на Галилею с Фавора.

 

 

 

Аттракцион «прыгнуть с Фавора»

 

 

Удивительное дело. Нерукотворный крест на фоне минарета

 

А еще – удивительная история одной монастырской иконы. Образа Богородицы «Неувядаемый цвет» на газетной бумаге. История этой иконы необычна: в 60-е годы 20 века один житель Греции был очень взволнован тем, что происходит на Святой Земле в связи с арабо-израильским конфликтом. По слухам, которые доходили до Европы, в ходе военных действий были уничтожены многие христианские святыни. Благочестивый грек очень переживал по этому поводу и хотел помочь, но человеком он был бедным. Поэтому отдал все, что мог: простую бумажную икону Богородицы, некоторую сумму денег и в бутылке выбросил в море на Крите. Свое послание снабдил письмом с просьбой передать эти пожертвования в греческий монастырь на Святой Земле. Чудесным образом бутылка оказалась у берегов Израиля, рыбаки выловили ее и принесли в храм.

 

 

Чудотворная икона Богородицы на газетной бумаге

 

 

 

И вот эта дешевая, простая икона прославилась чудесами: по молитвам пред ней Господь исполнял просимое. В благодарность верующие, по греческой традиции, приносили серебряные пластины с изображением того, о чём была исполнена молитва. Кому-то Господь даровал ребенка, кому-то исцелил руку или ногу…

 

Поклонились этой иконе и мы. Каждый подошел к образу Пресвятой Богородицы с чем-то своим самым сокровенным.

 

 

***

Несколько фотографий из места, где начинается Иордан:

 

 

Смотрим карту. За наше почти двухнедельное путешествие мы проехали
весь Израиль, от горы Ермон до побережья Красного моря

 

 

Вода настолько чистая и прозрачная, что мы пили ее без боязни

 

 

 

«Внеплановое окропление»

 

 

 

 

 

Живущие у подножья Ермона друзы торгуют медом, оливками

 

 

А этот пекарь неизменно угощает приехавших в Кесарию Филиппову уже который год.
По крайней мере, уже лет пять он присутствует на фотографиях
наших паломников, вернувшихся со Святой Земли

 

 


И, кстати, эти лепешки с творогом очень вкусные!

Наверх