На Святой Земле. Галилея (часть 1)

Текст: Анастасия Коренькова

Фото: Евгений Горин, Андрей Сафонов, Николай Медин, Виктория Светличная, Юлия Дьячкова

 

Еще во время пребывания на Святой Земле я начала проводить небольшой «соцопрос», который потом продолжила среди своих знакомых в Петербурге: какие места в Израиле запомнились и понравились больше всего? Не считая Иерусалима, потому что он занимает особое место, все, как один, не задумываясь, отвечали: Галилея. Так говорили не только паломники, но и те, кого можно отнести, скорее, к туристам. И, в общем, такой ответ вполне понятен, я и сама вспоминаю эту прекрасную местность вокруг Галилейского озера с особой теплотой. Зеленые горы и долины, множество кибуцев с образцовыми полями и фруктовыми садами, где, кажется, нет ни одной сорной травинки… Мы приехали в Израиль в самом начале весны, первым признаком которой считается цветение миндаля. Пройдет каких-то две недели, приедет вторая группа паломников из нашего собора, и эти ореховые деревца будут уже буйствовать цветами. Ну а мы застали самое начало.

 

 

«Изобилие плодов земных»…

 

Да простят нас израильские колхозники за то, что мы собирали урожай на их угодьях! Но так хотелось попробовать Святую Землю и на вкус! Тем более, что таких авокадо и грейпфрутов у нас просто не продают. Как, впрочем, и свежих фиников (их мы приобрели уже честным путем, за шекели.

 

 

Галилея ассоциируется с солнцем, зеленью, теплом

 

Наверное, Христос тоже очень любил Галилею, ведь именно здесь Он прожил большую часть своей жизни: вырос в Назарете, совершил первое чудо в Кане, проповедовал в Капернауме и в окрестностях Тивериады. Молился в лодке на Галилейском озере. Произнес Нагорную проповедь. Преобразился. Родной была эта земля и почти для всех Его учеников: Филипп, Андрей, Петр, Иаков и Иоанн Зевведеевы появились на свет в Вифсаиде, Матфей – в Капернауме, а рядом был городок Магдала, откуда родом Мария Магдалина…

 

Мы обосновались в Тверии (в Новом Завете упоминается как Тивериада), уютном еврейском городке на самом берегу Галилейского озера. Место очень интересное! Одно из самых низко расположенных на планете – 213 метров ниже уровня моря. Пока наш автобус спускался вниз, словно на дно огромной чаши, у многих закладывало уши. Но, несмотря на небольшой дискомфорт, мы успевали любоваться эффектным видом за окном: сотнями огоньков в кромешной темноте южного вечера. Удивило, что на улицах малолюдно, не работают магазины и рынки. Нам объяснили: среда. Как и суббота, у евреев это нерабочий день. Зато назавтра, в четверг, вечерняя жизнь в городе была куда более активная.

 

 

Тверия. Побережье Галилейского озера

 

 

 

Кана Галилейская

 

Кана Галилейская – небольшой городок (который даже уместнее назвать деревней) на пути из Назарета в Тверию. По дороге сюда мы размышляли: почему все-таки Христос совершил свое первое чудо именно на свадьбе, претворив воду в вино? В наше время принято считать, что монашеский путь человека – более высокий и спасительный. А тут Сам Спаситель и …. гуляет на свадьбе. Пьет вино и, возможно, поет песни. Вроде бы нелогично. Но на самом деле как раз очень логично: Господь тем самым показал, что благословляет человека на семью, что это – святой и высокий путь. Ведь где, как ни в семье, человек максимально реализуется как личность? Учится любить, сопереживать, терпеть, прощать, а где-то даже жертвовать собою?.. Жить одному гораздо проще, но замысел Бога о человеке все-таки был другим: мужчина и женщина, соединяясь, дополняют друг друга в бытии. Становятся как бы одним, совершенным, существом.

 

Кстати, до поездки в Кану Галилейскую я лично не задавалась вопросом: а кто был женихом на той библейской свадьбе? И, честно говоря, была удивлена, услышав от нашего провожатого, диакона Романа, такую вещь:

 

«Известно, что события происходили в доме апостола Симона Кананита (Зилота), происходившего как раз из Каны и являвшегося сыном Иосифа-обручника, – рассказал он. – Православное предание говорит, что именно на его брачном пире и присутствовал Христос, Матерь Его и ученики. То же предание гласит: увидев совершенное Господом чудо претворения воды в вино, Симон так воспламенился верой, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что женился. Оставил молодую жену. За что и прозвал его в шутку Христос «Зилотом» (так называли особых, до крайности, ревнителей веры)».

 

Вот так евангельская свадьба перестала быть абстрактной: не какие-то неведомые нам «друзья Спасителя», а конкретные, живые люди: брат Господа по плоти, такой горячий и бескомпромиссный, что отодвигает семью на второй план… Молодая жена, которая вряд ли была довольна таким поворотом событий…

 

Конечно же, и мы пили в Кане Галилейской вино. И не где-нибудь, а на крыше дома в непосредственной близости от дома Симона Кананита. А повод был более чем достойный: на время нашей поездки пришлись круглые годовщины двух пар – 25 и 35 лет совместной жизни. Мы поздравили наших спутников в греческой церкви, освященной в честь Первого чуда, пропели им «Многая лета», не забыв оглянуться по сторонам. И обратить внимание, например, на древние водоносы, которые стояли справа и слева от алтаря. Как говорят, в наше время в одном из них освящают воду, в другом крестят младенцев.

 

 

Греческий храм…

 

 

… и наша молитва в нем

 

 

Наши «молодожены» с иконами, изображающими, конечно же, пир в Кане

 

 

 

 

В таком водоносе Христос претворил воду в вино

 

Кстати, строился храм на русские средства, за счёт денег Императорского Православного Палестинского Общества. Когда-то Русская Духовная Миссия владела в Кане немалым участком земли, приобретенном, как и почти все наши участки на Святой Земле, архимандритом Антонином Капустиным. Но, увы, все это нами утеряно.

 

 

На крыше дома, где мы «гуляли на двойной свадьбе»

 

 

 

Хозяин дома, любезно «приютивший» нас

 

 

Замечательные слова произнес отец Роман: «В России главным национальным проектом стала Олимпиада в Сочи. Хорошо это или плохо, но сегодня мы взяли направление на спорт. Но, на мой взгляд, самое главное направление, которое Россия сейчас должна брать – на здоровую, счастливую, целостную семью. Потому что с семьи начинается страна»

 

 

Уютное застолье в непосредственной близости от дома Симона Кананита

 

 

 

Францисканская церковь Венчания в Кане

 

 

Капернаум

 

«И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе», – такие горькие слова о городе, в котором Он жил с момента своего выхода на проповедь, говорил Спаситель. И ведь это пророчество сбылось. Крупный в древности город Капернаум был разорен арабами и персами в седьмом веке, его покинули жители и больше сюда не вернулись. Если Назарет, Кана, Тверия живут до сих пор, то Капернаум, кстати, как и Вифсаида («Горе тебе, Хоразин, горе тебе, Вифсаида») – археологические памятники, куда приезжают только исследователи, паломники и туристы. Города, где Иисус Христос много проповедовал, являл множество чудес, и которые не приняли Его учения, не покаялись, стали безжизненными и пустыми.

 

 

Все, что осталось от синагоги

 

 

 

Приезжающих в Капернаум паломников ведут к развалинам синагоги, не раз упоминаемой в Евангелии. Это там Христос учил «как власть имеющий». Там выгнал беса из одержимого духом нечистым. Исцелил в субботу человека с иссохшей рукой. А совсем рядом – место, на котором стоял дом тещи Петра, которая, помните, лежала в горячке, и Спаситель исцелил ее. И в этот дом, читаем мы в Евангелии от Марка, шли и шли к Нему больные и бесноватые. И именно в Капернауме произошел тот известный случай, когда из-за невозможности пробиться через толпу четверо друзей расслабленного раскрыли кровлю дома и спустили в помещение постель с больным. Изумленный такой верой, Иисус исцелил расслабленного. Точнее, Он сказал ему о прощении грехов, чем вызвал ярость книжников: какое имеет право?

 

 

Паломники припадают к плитам, которые, возможно, помнят Христа

 

 

 

Чтобы не забыть ничего из услышанного, наша спутница всю
поездку писала конспект. Ни один блокнот был израсходован!

 

 

«Если постучать монетой по столбу, можно услышать звуки древности», – научили
путешественники со стажем. Проверяем…

 

 

Развалины дома тещи Петра и католический храм над ними

 

 

Строго говоря, это развалины не самого, конечно, дома тещи, а двух византийских
храмов, которые были построены на этом месте несколько веков спустя

 

Трагедия Капернаума как раз в том, что Христа здесь принимали за искусного врача, а не за Того, Кто не только тело, но и душу может спасти. Да, Он и Сам произносил здесь такие слова: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные»… И, наверное, на них, прежде всего, обращали внимание слушатели. А ведь у этой фразы есть продолжение: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Спаситель совершал чудеса исцеления не ради самих чудес: прозревший слепой должен был прозреть, прежде всего, «духовными очами». Но Его не могли понять (или не хотели?). Также, наверное, поступаем и мы, когда «избирательно» берем какие-то евангельские истины, а на «неудобные» закрываем глаза.

 

 

 

Жители града Петрова у памятника своему небесному покровителю

 

 

 

Несколько слов хотелось бы сказать и о Вифсаиде. Как я уже упомянула, это родной город сразу для пяти апостолов: Филиппа, Петра и Андрея, а также двух сыновей Зевведеевых – Иакова и Иоанна Богослова. Этот рыбацкий городок (а мы помним обстоятельства призвания этих апостолов – Симон и Андрей закидывали сети в море, т.е. в Галилейское озеро; сыновья же Зевведеевы в лодке чинили сети) был обнаружен всего лет 30 назад.

 

 

Отрывок из Евангелия от Луки, в котором рассказывается о призвании апостолов

 

«Археологи, проводившие здесь раскопки, нашли остатки рыбацких сетей и игл, которыми починяли сети, – рассказал отец Роман. – А еще здесь обнаружен фундамент типичного дома рыбака. Вот он: с большим внутренним двором, дальше кухня, а затем – жилые помещения. Вот так мог жить, например, Андрей Первозванный. Так что, считайте, что побывали у него в гостях».

 

 

В Вифсаиду мы заехали уже вечером

 

Вифсаида находится на горе, а внизу – Иордан, на котором находился маленький «порт». По реке рыбаки и добирались до озера.

 

Из того немногого, что осталось от Вифсаиды – и жертвенник Ваалу, языческому божеству, у городских ворот. Почему он здесь находился, неизвестно, но вполне возможно, что он существовал и во времена Христа. Ведь мы же помним из ветхозаветной истории, что были периоды, когда иудеи впадали в язычество, за что Господь сурово карал их…

 

 

Языческий жертвенник

 

Вифсаида – место, по всей видимости, не так часто посещаемое паломниками и туристами. В тот вечерний час, когда мы «гостили у рыбаков», мы встретили здесь лишь стадо овец. Да услышали вой шакала.

 

 

Вид на вечернюю Тверию

 

 

Галилейское озеро

 

Галилейское озеро называется в Новом Завете Генисаретским, Тивериадским… И вовсе даже и не озером, а морем, ведь оно было страшным в бурю! Таким, что утонуть однажды побоялись столь опытные люди, как рыбаки-апостолы. Но и оно же – такое тихое на середине, что становится понятным, почему Христос любил молиться здесь. Вспомним, что для молитвы Господь выбирал либо горы, либо как раз Галилейское озеро.

 

 

Галилейское озеро – основной источник питьевой воды для Израиля

 

 

Это озеро – полноправный герой Нового Завета, упоминаемый множество раз. Христос постоянно переправляется на лодке с одного берега на другой, произносит с лодки притчи стоящим на берегу людям. А однажды пришел по воде к ученикам. Озеро кормило апостолов – и не только до знакомства с Учителем, но и после Его воскресения. Случались и чудеса: Петр выловил рыбу, во рту которой нашел статир для уплаты дани на храм за двоих.

 

 

Момент с монетой, кстати, очень любят обыгрывать местные рестораторы. Предлагая паломникам «рыбу апостола Петра» (а на самом деле галилейскую разновидность тилапии), они обязательно вложат в одну из них монету – в современном варианте полшекеля.

 

 

Приглядитесь, и увидите монету

 

Определенную часть наших благочестивых сограждан сей вид бизнеса в Израиле коробит. Мне приходилось читать отзывы: «Делают деньги на всем! Мы бы в эти два часа лучше помолились где-нибудь!» Ну что ответить таким ревнителям? Что рыба очень вкусная, и не надо жалеть этих двух часов. И к тому же, пока ее готовят, можно пойти и искупаться в Галилейском озере, как сделали мы, отправившись на небольшой пляж рядом с рестораном. Подозреваю, жители Тверии были несколько шокированы, когда увидели, как решительно мы идем к воде, купаемся и даже получаем удовольствие! Но что такое вода 17-18 градусов для русского человека? Да у нас в Сибири и летом в реках не намного выше.

 

 

Омовение в Галилейском озере. По ощущениям – не менее благодатно, чем в Иордане!

 

 

Прогулка по Генисаретскому озеру

 

 

 

Расставаться с Галилейским озером было жаль. Очень хочется вернуться туда вновь. Увидеть, как встает солнце над этой огромной водной гладью. Полюбоваться огнями на том берегу ночью.

 

 

 

 

 
***

И, как всегда, «на десерт»:

 

 

Тверия. Шаббат. По такому случаю хасид надел меховую шапку

 

 

А это – сбор авокадо в кибуце

 

 

 

Накормили весь автобус

 

 

А поскольку сбор урожая был экспромтом, складывали плоды, куда
только можно – хотя бы и в капюшон

 

 

Запасов хватило на все две недели: грейпфруты
выручали в дороге

 

 

 

Бесплатный «бонус» от галилейских рестораторов:
пока жарится рыба, гостей развлекает этот павлин

Наверх