На Святой Земле. Вифлеем

Текст: Анастасия Коренькова

Фото: Евгений Горин, Андрей Сафонов, Николай Медин, Виктория Светличная

 

Место рождения Спасителя, Вифлеем, находится совсем рядом с Иерусалимом. Не дальше нашего Юго-Запада от центра Петербурга (и тоже как раз в этом направлении). Но чтобы попасть из столицы Израиля в Вифлеем, «землю Иудину», нужно сделать крюк и пройти через границу, ведь это территория Палестинской автономии.

 

То, что попадаешь фактически в другую страну, ощущаешь сразу: улицы беднее и грязнее, в магазинах висят туши баранов, и Боже упаси поприветствовать кого-нибудь словом «Шалом!».

Впрочем, русских здесь любят, и любой уличный торговец примет у тебя рубли, не забыв при этом вспомнить Путина и Обаму.

 

 

Пересекаем КПП, и мобильный оператор приветствует: «Добро пожаловать в Палестину!»

 

Название нашей гостиницы, Mount David, напоминало о том, что мы приехали в город царя Давида. Именно здесь он родился и был помазан на царство. А еще через тысячу лет его род и это место прославил своим рождением Спаситель.

 

Нас, в отличие от Святого Семейства, разместили с комфортом. И наутро мы уже спешили – тем более что было воскресение – на Литургию в храм Рождества Христова. Город еще спал, а мы торопились… Подгонял и холодок: температура с 20 упала до 11 градусов, а мы, выскочившие на улицу налегке, этого совсем не учли. Как-то расслабились после первых теплых дней на Святой Земле.

 

 

Вифлеем воскресным утром

 

Как прокомментировала этот снимок его автор, научный сотрудник Эрмитажа Виктория
Светличная: «Я, конечно, понимаю, что культурный слой здесь на глубине
20 метров. Но у меня полное ощущение, что атмосфера тех дней в Вифлееме сохранилась»

 

 

Храм Рождества Христова

 

Кто был в древнем храме Рождества Христова, тот помнит, что сама пещера, где родился Иисус Христос, является отдельным, нижним приделом. Туда можно спуститься и увидеть то место, где находился вертеп, где родился Богомладенец. Оно отмечено большой серебряной звездой, к которой припадает каждый паломник. Рядом место, где Его положили в ясли.

 

Кстати, о вертепе. В нашей благочестивой традиции принято считать большой несправедливостью то, что Спаситель мира родился в хлеву. А вот что поведала мне нынче на Рождество Христово наша дорогая Вероника Константиновна Афанасьева: «Я, как историк Древнего Востока, могу сказать одно: в то время было принято рожать именно в хлеву, ведь это место, согретое дыханием животных, было самым теплым в домовладении. Так что не несправедливость, а вполне нормальная практика». Мне такая точка зрения кажется вполне правдоподобной, тем более, что каменные дома не отапливались, а как в них зимой может быть зябко, мы убедились во время Литургии в храме Рождества Христова. Если бы рядом со мной не зажгли газовую горелку (вот повезло-то!), я бы точно простыла, так там сквозило. Местные прихожанки молились в теплых пальто и дубленках (разве что не в валенках.

 

 

Та памятная Литургия

 

 

Мы вошли в храм Рождества Христова через очень низкую дверь, которая
называется «Вратами смирения» – чтобы пройти через нее, нужно хорошенько наклониться.

 

 

 

 

Сохранившаяся с византийских времен мозаика

 

В саму пещеру к моменту нашего прихода попасть было практически невозможно – там уже с пяти утра совершалась Литургия, «пробиться» было сложно, да и не хотелось толкаться. Поэтому мы, не спеша, в верхнем приделе купили свечи, написали записки и, конечно, помолились у самой загадочной, на мой взгляд, иконы Пресвятой Богородицы, какая только есть – Вифлеемской. Единственный образ Богоматери, где Она улыбается. И улыбка эта – не только счастье материнства, но и радость за спасенное человечество.

 

 

Об этой иконе мне в свое время рассказывала одна знакомая, которая много лет не могла родить. Бесконечное лечение, попытки и … ничего. Будучи человеком нецерковным, но все равно верующим в душе, она решила поехать на Святую Землю. Молилась здесь, в Вифлееме, перед этой иконой. А когда вернулась в Петербург, скоро узнала, что в 37 лет впервые станет матерью. Беременность протекала очень тяжело, почти все эти месяцы С. провела в больнице и слезах. В ночь с 7 на 8 января 2013 года у нее родилась дочь.

 

«Привези, пожалуйста, мне Вифлеемский образ, – попросила она меня перед поездкой. – А то я всем иконки раздарила, а у самой и не осталось ничего».

 

Конечно же, я с радостью выполнила эту просьбу.

 

… Божественная Литургия совершалась как на греческом, так и на арабском. Сидя рядом с прихожанками храма Рождества Христова (а здесь на службах в основном не стоят), я то и дело подглядывала в их молитвословы и книжечки с текстом богослужения. Но, конечно, ничего не поняла, ведь написано было по-арабски. В целом служба показалась мне такой же, как обычно в греческой традиции, с непривычным для нас пением, которое после нашего выразительного партесного пения мне лично кажется несколько монотонным (но это мое личное мнение). Среди всего произносимого на Литургии я, к стыду своему, могла разобрать только несколько самых известных фраз и слов: «Кирие элеисон» (Господи, помилуй); «Агиос о Фэос» (Святый Боже); «эфхаристо» (благодарим); «анести» (воскрес). Пожалуй, надо выучить хотя бы тропарь Пасхи на греческом.

 

 

А вот православные арабы. Супруги владеют магазином в Вифлееме, эдаким
«палестинским Софрино», где мы смогли купить иконы, крестики, сувениры,
подарки… Глава семьи неплохо знает русский, так как
учился в Твери. Обучил нашему языку и жену

 

Добавлю, что на богослужении присутствовало несколько русских групп, которые были вместе со своими священниками. Благодаря чему наши земляки смогли причаститься. Большинству моих спутников, увы, это не удалось, так как в первую очередь причащали местных прихожан, а мы вынуждены были поторопиться, так как впереди был достаточно насыщенный день – нужно было посетить еще несколько мест в окрестностях Вифлеема, связанных с Рождеством Иисуса Христа.

 

 

Зато вечером, когда мы вернулись в Храм Рождества уже с нашим отцом Романом, здесь было пусто и вольготно. Мы уже более внимательно осмотрели храм, побывали на месте погребения вифлеемских младенцев-мучеников, а самое главное, смогли совершенно свободно спуститься в пещеру, чтобы прочитать Евангельские строки о Рождестве Христовом, пропеть тропарь и кондак праздника.

 

«Паломники-богомольцы, а вы колядки знаете? – улыбнувшись, спросил отец Роман. – Давайте споем!»

 

И в этой пещере, где (подумать только!) родился Христос, мы спели нашу любимую колядку, которую поем в каждой паломнической поездке, «Ночь тиха над Палестиной». Фото на память, прикладываемся к месту рождения Спасителя, и греки закрывают за нами храм…

 

 

Серебряная звезда, указывающая место рождения Спасителя

 

 

 

Вот она, эта пещера. И как еще паломники
не разобрали ее на кусочки?

 

 

«Ночь тиха над Палестиной…»

 

 

 

В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных
младенцев. Мы посетили и ее

 

 

Икона: Христос и невинные мученики за Него

 

 

А это икона, на которой изображено бегство в Египет

 

 

Каждый наш паломнический день, как правило, заканчивался уже в
темное время суток. Ясельная площадь – главная в Вифлееме

 

 

Прощальный взгляд на святой храм Рождества

 

 

Ночной Вифлеем

 

Я уже упомянула, что мы также посетили несколько мест, также связанных с Рождеством Спасителя. Что это за места? Во-первых, поле пастушков, где, по преданию, явился им Ангел и возвестил о пришествии в наш земной мир Спасителя. Сейчас здесь католический храм.

 

 

Монастырь францисканцев, где, по
преданию, пастухи увидели звезду Рождества

 

 

Обязательно читаем Евангелие

 

 

 

Во-вторых, очень любопытен дворец Ирода, куда тот «тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды». Помните? «И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Этот огромный и величественный когда-то комплекс – настоящая неприступная крепость с бункером – многое может сказать об Ироде и сегодняшнему посетителю. Даже те развалины, которые остались две тысячи лет спустя, говорят нам о том, что Ирод, конечно, был великим строителем (вспомним хотя бы его вклад в реконструкцию Иерусалимского храма), личностью «эпического масштаба». Но, без сомнения, он останется в истории человечества как тоталитарный руководитель, боявшийся потерять свою власть и из-за этого не пожалевший тысячи Вифлеемских младенцев.

 

Кстати, нам показали, как выглядела одна из башен этого замка, Иродиона. Сооружение показалось мне каким-то, как говорят, до боли родным. «На что же оно походит?» – размышляла я. Да на постройки сталинского ампира в Москве и Петербурге! Поделилась своим наблюдением с друзьями: те согласно кивнули. Все-таки есть между тиранами нечто общее!

 

 

Вид на вифлеемские окрестности с высоты Иродиона

 

 

Эти полупустынные места в Иудее всегда использовались для выращивания
скота. Для коров, правда, травы тут маловато, а вот овцы и козы
находят себе пропитание. Так что история с пастухами вполне логична и естественна

 

 

«Как говорят библейские историки, пастухи увидели рождественскую звезду сразу же после появления на свет Спасителя, а вот волхвы, скорее всего, пришли в Вифлеем, когда Христу было уже года два, – рассказал нам наш проводник, о. Роман. – Не зря в Евангелии сказано, что они пришли поклониться Иисусу в некий дом. Не исключено, что Святое Семейство осталось в Вифлееме на пару лет, и обосновалось на это время в доме. В пользу этой версии говорит то, что Ирод распорядился убить всех младенцев в возрасте до двух лет»

 

 

Все, что осталось от Иродиона

 

 

«Вот в этой бане Ирод вполне мог принимать волхвов, чтобы
оказать им любезность и расположить их», – рассказывает нам отец Роман

 

 

А вот макет башни, о котором я упомянула выше. Как
считаете: похоже чем-то на сталинский ампир?

 

 

Предположение историков, как мог выглядеть этот укрепленный комплекс с бункером

 

 

Археологические раскопки во дворце знаменитого тирана продолжаются

 

… А волхвы все же Ирода обманули. Узнав место Рождества Мессии и поклонившись Ему, они вернулись на родину, в Персию, другим путем. Удивительно, но мы знаем пещеру, где останавливались волхвы по дороге домой. Она находится здесь, неподалеку, на территории греческого монастыря Феодосия Великого.

 

«Этот святой отшельник в 5 веке искал пещеру волхвов в палестинской пустыне, – рассказал нам о. Роман. – И нашел. А в знак того, что монах не ошибся, Господь дал знак: именно здесь у Феодосия без всякого огня зажглось кадило. Как говорится в житии отшельника, в ней-то, в этой пещере, и прожил 30 лет Феодосий Великий в великом воздержании и молитве».

 

Мы были в этой пещере. Представляете наши ощущения?

 

 

Греческий монастырь Феодосия Великого, где
находится пещера волхвов

 

 

В самой пещере

 

И еще одно примечательное место. Еще одна пещера, одна из многих, осмотренных нами на Святой Земле. Та, где останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет. Она находится на территории монастыря святого Герасима в Иорданской пустыне. Сюда мы приехали несколько дней спустя, по пути на юг страны, в Иерихон. Здесь – уже не зеленая Галилея, и даже не Иудея с чахлой растительностью. Здесь рядом Мертвое море, а вокруг – «лунные» пейзажи белой каменистой пустыни. Предание гласит, что именно здесь на одну из ночей кормила Мария Богомладенца. И в пещере, которая находится под основным храмом, в честь этого находится большой чтимый образ под названием «Млекопитательница».

 

Кстати, на храмовой иконе, изображающей бегство в Египет, Святое Семейство сопровождает еще один человек.

 

«Кто это, как вы думаете?» – спросил у нас отец Роман.

 

Многие догадались: это Иаков, сын Иосифа-обручника, брат Господень. По православному преданию, он был вместе со Святым Семейством в Египте.

 

 

Монастырь святого Герасима в Иорданской пустыне

 

 

В храме

 

 

Молитва перед иконой «Млекопитательница»

 

 

«Тематическая» икона всех кормящих мам

 

***

… Теперь на моем компьютерном столе стоит полюбившаяся Вифлеемская икона. Я нуждаюсь в этой улыбке.

 

 

Наверх