Война и вера. Полковые храмы Пушкина и Павловска

Текст: Екатерина Какурина
Фото: Дмитрий Терентьев

 

Паломническая семья Свято-Троицкого Измайловского собора продолжает серию субботних поездок по храмам Петербурга и окрестностей. На этот раз наши прихожане познакомились со святынями Пушкина и Павловска. Причем, желающих принять участие оказалось так много, что было принято решение организовать два выезда: первая группа отправилась в путь 5 января, вторая (состоящая, в основном, из приходской молодежи) – 7 марта. В общей сложности в поездках приняли участие около 80 человек. Впечатлениями от мартовской поездки с нами поделилась Екатерина Какурина.

 

7 марта прихожане нашего собора совершили поездку по храмам Пушкина и Павловска. Надо сказать, что, сколько я ни бывала в Пушкине и Павловске, ни разу не посещала этих церквей. Отличная возможность заново по-новому взглянуть на давно знакомые места!

 

Началась поездка с посещения с церкви Спасо-Преображения в Тярлево. Эта церковь связана с именем Великого князя Константина Константиновича Романова (кстати, шефа лейб-гвардии Измайловского полка). Он пожертвовал участок земли, а средства на строительство были выделены Великой княгиней Марией Павловной. Необходимо также упомянуть, что с 1906 по 1920 год в пос. Тярлево проживал св.прп.Серафим (Вырицкий), в то время еще – Василий Николаевич Муравьев. Его дом, к сожалению, не сохранился, там установлен поклонный крест. Батюшка молился в Преображенском храме, готовясь к монашескому подвигу.
 

Сама церковь Спасо-Преображения очень небольшая. Даже не верится, что рассчитана она на 700 человек, кажется, им там не поместиться... Над входом – образ Спаса Нерукотворного. Рассказывают, что в советское время власти неоднократно закрашивали этот образ, однако он проступал вновь, пока его не приказали сбить молотками и заштукатурить. Однако в 2005 г. архитектор, уточняя место утраченного образа на фасаде, сбил штукатурку, и под ней обнаружились фрагменты живописи. Оставшийся слой был бережно удален, и стало ясно, что образ чудесным образом полностью сохранился.
 

Внутри храм очень уютный, домашний, стены и потолок полностью расписаны. К сожалению, возможности рассмотреть все нет, идет Божественная Литургия, не хочется отвлекать молящихся своими перемещениями по храму. Поэтому тихонько встаю сбоку и молюсь вместе со всеми.
 

Следующая наша остановка – Екатерининский собор на Соборной площади в центре Пушкина. Признаюсь, если бы я жила в Пушкине, то, несомненно, была бы прихожанкой именно этого собора. И не только потому, что в нем хранится частица мощей моей небесной покровительницы, св. вмч. Екатерины…
 

Начинаем знакомство с храмом с осмотра музея, который находится в здании собора, и многое узнаем о его истории. Царскосельский городской собор святой великомученицы Екатерины был заложен в 1835 году по указанию Николая I. Освящение произошло 24 ноября (6 декабря) 1840 года духовником императора в присутствии самого главы государства и цесаревича Александра Николаевича. Важно также упомянуть о том, что с ноября 1916 года до своей кончины 31 октября (13 ноября) 1917 года в соборе служил протоиерей Иоанн Кочуров, сейчас он почитается как первый по времени новомученик Российский, в соборе хранится частица его мощей.
 

Трагическая кончина новомученика произошла так: в конце октября 1917 года Царское Село стало местом вооружённого конфликта большевистских вооружённых формирований и казачьих войск. Во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками, о. Иоанн с другими клириками собора участвовал в крестном ходе с особыми молитвами о «прекращении междоусобныя брани». Когда отряды большевиков вступили в город, то священники, возглавлявшие крестный ход, были арестованы, а о. Иоанн – отведён на Царскосельский аэродром и расстрелян.
 

10 июня 1939 года в 5.30 утра собор святой Екатерины взорвали. Конечно, лишь немногое уцелело, но удивительным образом осталось распятие, хранившееся в запасниках. Сейчас оно находится в музее, ему больше ста лет. Было принято решение не реставрировать его.
 

Долгое время на месте собора находился памятник Ленину, затем его снесли, и было решено восстановить взорванный собор. Храм освятили в 2010 г.
 

…Торопливо выхожу из музея, времени немного, а очень хочется помолиться в храме. Захожу под своды собора. Он просторный, спокойный, светлый. Белоснежные стены и золото иконостаса. Как говорится, «ничего лишнего». Уже началось Причащение верующих, хор и прихожане стройно поют: «Тело Христово приимите…». Также тихонько, чтобы не помешать никому, затепляю свечи, кланяюсь чтимым иконам и на какое-то время замираю у мощей св. Екатерины. Радостно и светло на душе. Отныне Екатерининский собор обязателен для посещения при моем ближайшем визите в г. Пушкин.
 

Следующий пункт назначения – замечательный полковой храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Он был построен для лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (впоследствии лейб-гвардии 2-й Стрелковый Царскосельский полк). В 1904 году Шефом воинского подразделения стал сын императора Александра II Великий князь Сергей Александрович. Храм явился памятником героям-стрелкам: под спудом был погребен строитель церкви командир батальона генерал-майор Сергей Иванович Кутепов, а позднее – некоторые офицеры полка, погибшие в Первую мировую войну.
 

Каменный храм во имя св. преподобного Сергия Радоженского был освящён 19 ноября 1904 г. в Высочайшем присутствии императора Николая II и Великой княгини Марии Павловны.
 

Церковь была закрыта в 1921 г. В годы Великой Отечественной войны здание было сильно разрушено. В 1990-х – 2000-х годах в здании церкви располагались автошкола и кафе, убранство храма было уничтожено полностью. В 2012 году храм был официально возвращён Русской Православной Церкви, и началось его восстановление.
 

Сегодня внутренний вид храма поражает своей художественной отделкой и благолепием: удивительная роспись на стенах, за полукруглой аркой – роскошный резной иконостас. Трудно поверить, что еще совсем недавно и внутри и снаружи здание находилось в плачевном состоянии. Над церковью расположен небольшой музей, а также духовно-просветительский центр.
 

Помолившись у частицы мощей преп. Сергия Радонежского и купив в дорогу свежего хлеба из здешней пекарни, отправляемся дальше.
 

Прибываем в Софийский собор, центр Царскосельского благочиния, который встречает нас напутствием св. Феофана (Затворника): «Когда услышишь звон церковного колокола…, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию…». Софийский собор – одно из первых сооружений в стиле русского классицизма в Санкт-Петербурге и его пригородах. В 1934 г. он был закрыт для прихожан, а во время Великой Отечественной Войны сильно пострадал. В 1980-х гг. здание было возвращено церкви, храм отреставрировали, к сожалению, из внутреннего убранства ничего не сохранилось, все пришлось воссоздавать заново. И 17 мая 1999 г. собор был освещен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Заходим под его своды. Служба давно окончена, в храме пусто, собор погружен в полумрак, его убранство отличается простотой: белые стены украшают только иконы. Спокойно, не торопясь, обходим собор, молимся у икон, зажигаем свечи.
 

А впереди у нас Павловск и храм св. Равноапостольной Марии Магдалины.
 

Этот храм был возведен в 1781 году по инициативе и на средства самой императрицы Марии Федоровны, в честь ее небесной покровительницы Святой Равноапостольной Марии Магдалины. При храме также функционировали госпиталь и богадельня, получившая название «Церковный инвалид». При госпитале находился бесплатный приют для бедных рожениц, отделение из трех палат для неизлечимо больных, а также бесплатная школа для крестьянских детей, первая в России школа для глухонемых и школа практического земледелия.
 

Храм был богато украшен и снабжен всем необходимым, т.к. предполагалось, что на службе может присутствовать император.
 

После 1917 года в зданиях церкви была размещена обувная фабрика «Спартак», которая располагалась там до Великой Отечественной войны. После войны здание заняла фабрика «Точмех», а затем – фабрика «Игрушка». Осенью 2000 года в основном помещении храма начались реставрационные работы. В процессе ремонта в купольной части открылась живопись, которая, как считают, сохранилась чудным образом, несмотря на сырость, пожар и многократные побелки.
 

Экскурсию по храму для нас провел настоятель, отец Даниил Ранне. Мы поговорили о судьбе владельца здешних мест – пожалуй, самого загадочного царя из династии Романовых, Павла I, его супруге Марии Федровне, которая, пожалуй, впервые в российской истории показала пример социального служения Церкви: и мы видим это на примере созданных ей школ и больниц.
 

Отмечу, что сейчас идет полным ходом реставрация фасада храма. Внутри же церковь очаровывает своей светлой простотой: белоснежные стены, на них – копии полковых знамен времен царствования императора Павла Петровича, иконы в золотых обрамлениях…
 

Заехали мы также и в Феодоровский Государев собор. Он был построен в 1909-1912 гг. для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка. В 1917 г. храм стал приходским, а в 1933 г., как и многие, был закрыт. В 1991 г. после передачи храма Церкви была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божией Матери – одна из святынь собора.
 

Внутри храм великолепен, чувствуется какая-то особая намоленность, особенно внизу, в пещерном храме, где любила молиться царская семья.
 

Ну а закончилось наше путешествие в Ратной палате, где недавно открылся единственный в России музей Первой мировой войны.
 

Немного об истории самой Ратной палаты. Государева Ратная палата была заложена 3 мая 1913 года. Задумывалась она как пантеон воинской славы Отечества, где бы хранились военные трофеи и исторические документы, иллюстрирующие успехи России в войнах. Однако с началом Первой мировой войны было решено разместить в Государевой Ратной палате галерею Георгиевских кавалеров и представить трофеи, привезенные с фронта. Так постепенно Ратная палата превратилась в музей Великой войны.
 

В 1917 г. была создана экспозиция «Народного Музея Великой войны 1914–1917 годов». В 1923 г. комплекс зданий был передан Агрономическому институту. Здесь устраивались литературные вечера, на которых выступали С. Есенин, Вс. Рождественский, Ф. Сологуб, О. Форш, В. Шишков и многие другие. Во время Великой Отечественной войны здание комплекса сильно пострадало и утратило почти полностью элементы архитектурного убранства и декора, после войны оно использовалось как склад и жилье.


Сейчас, спустя сто лет после своего учреждения, Ратная Палата вновь распахнула двери в качестве музея Великой войны. Музейная экспозиция строится в основном на собранных за последние три года подлинных предметах вооружения и быта участников Первой мировой войны, документальных и фотографических материалах. Также представлены электронные информационные стенды. Во внутреннем дворе установлены образцы военной техники, некоторые из которых участвовали в войне: две гаубицы, сделанные в Японии по заказу России в 1910-х гг., копия броневика «Русcо-Балт».
 

… Очень познавательный и духовно насыщенный день мы заканчиваем, вспоминая те трагические страницы, которые кардинально изменили дальнейший ход не только российской, но и всей мировой истории. Очень важно их помнить, ведь мы живем хоть и в другое время, но многие проблемы в мире остаются прежними. И в этой связи, конечно, очень логичным оказалось посещение именно полковых храмов, где воины получали духовную поддержку, молились о России и откуда шли проливать кровь за Отечество.


 

pushkin01

 

 

pushkin02

 

 

pushkin03

  

pushkin04

 

 

pushkin05

 

 

pushkin06

 

 

pushkin07

 

pushkin08

 

pushkin09

 

pushkin10

 

pushkin11

 

pushkin12

 

pushkin13

 

pushkin14

 

Наверх