Икона Святой Живоначальной Троицы

В нашем соборе находится самая старинная икона, которая вообще есть в петербургских православных храмах. Это икона Святой Живоначальной Троицы.

 

Несколько слов о сюжете. Кто читал Книгу Бытия, открывающую Ветхий Завет, тот помнит историю Авраама. Господь указал ему: «Иди в землю, которую я скажу тебе, и из тебя я произведу великий род». Авраам послушался, пошел, но детей у него не было, и быть уже не могло: возраст его уже близился к сотне лет. Именно поэтому он разочаровался в обещании Божьем, хотя в глубине души все-таки верил и ждал: когда же Господь исполнит завещанное? И вот, когда Авраам во время дневного зноя отдыхал в прохладе  своего сада, он увидел трех путников. Когда они приблизились, Авраам выбежал им навстречу, поклонился, пригласил в свой шатер разделить с ним трапезу. Приказал заколоть теленка или ягненка для этого и, конечно, накормил странников. Эти три загадочных путника – Сама Святая Троица, Отец, Сын и Дух Святой, под видом ангелов явившаяся Аврааму. И вот гости сказали гостеприимному хозяину: раз Бог обещал, Он исполнит слово Свое, у тебя будет сын. Жена Авраама, Сарра, будучи тоже в преклонных годах, как и муж, сомневалась, что у них могут быть дети и, услышав от путников такие слова, засмеялась, спрятавшись за занавеской. Но путники обнаружили, что она засмеялась (хотя она и пряталась) и тем показали, что они не обычные странники. И сказали ей: «Родится у тебя сын, и ты назовешь его Исаак, что переводится с древнееврейского как «смех Сарры»». И действительно, Исаак родился - история пошла по Богом задуманному плану.


Но явление трех путников перерастает частную историю Авраама. В богословии этот сюжет стал восприниматься более глубоко. Он стал называться «Предвечным советом». Мы помним, что перед творением мира и Отец, и Сын, и Дух Святой находились как бы в совете, во взаимном собеседовании о творении, о судьбе мира, о спасении мира. Еще до своего великого творения Всеведущий Господь знал, что произойдет отпадение людей от Бога, и что нужно будет ценой жизни Его Сына спасти этот мир. И вот этот образ изображает нам предвечный совет. Три Ангела, три лица Святой Троицы собеседуют о судьбе мира. Внизу всегда находится телец, которого приказал заколоть Авраам для путников, – телец этот повернул шею, он готов принести себя в жертву. Агнец символизирует Самого Христа, который еще до начала мира готов был принести Себя в жертву ради спасения мира. На столе стоят чаши. В истории Авраама – это обычные  чаши с вином для гостей, но здесь они еще и указание на Евхаристическую чашу, Потир. На многих иконах, если присмотреться, можно в чаше увидеть даже фигурку младенца – указание на то, что имеется в виду именно Животворящая кровь Христа.  


Иконописный канон, который называется «Явление трех ангелов Аврааму» появился с древнейших времен, на Руси эта икона получила название «Икона Святой Троицы». В нашем соборе одна из древнейших икон такого типа, она датируется 1406 годом, то есть, образу уже более 600 лет. Он принадлежит к новгородской школе, очень тщательно, красиво написан. Начало пятнадцатого века – это время расцвета иконописи, когда на Руси творили такие мастера, как преподобный Андрей Рублев и его великие современники.

 

У иконы удивительная судьба: после революции она была изъята из монастыря советскими властями, помещена в Третьяковскую галерею, а затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию за рубеж. В начале 2000-х годов образ был выкуплен на аукционе Christie's, а в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга  году 300-летия Петербурга эта икона была приесена в дар Свято-Троицкому Измайловскому собору президентом России Владимиром Путиным

 

 

 

Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!

Наверх